История храма

Первое упоминание о Преображенском храме на погосте Детчин[i] встречается в Писцовых книгах 1577/78-1578/79 гг.: «Погост Детчин на реке на Оке, а на погосте церковь Преображение Спасово, древена, клецки, … церковное поставленье и церковное строенье попа Ивана Васильева сына Попова да сына его попа Ивана…»[ii]. Здесь названы имена первых создателей Преображенского храма – священника Ивана Васильевича и его сына – приемника в священнослужении Ивана Ивановича Поповых. Эти данные позволяют  определить приблизительное время начала существования храма: первая половина – середина XVI века.

Первая церковь была построена клетью – простым прямоугольным срубом из положенных друг на друга бревен, так же, как строились жилища простых людей. Вместо положенного от государственной власти пособия, выдававшемуся церковному причту для его обеспечения, храму была отдана «государева» земля. Всего – 128 десятин (139,52 га).

Таким образом, основанный к середине XVI века Детчинский погост с деревянной церковью Преображения Господня продолжал существовать и в последующие века. Династия священнослужителей Поповых, первых строителей храма, продолжала служить при храме и в XVII веке – в 1674 году, как значится на одном из могильных камней, «преставился раб Божий священноиерей Феодосий Иванов сын Попов»[1].

К середине XVIII столетия существовавшая тогда в Спас-Детчине деревянная церковь пришла в такую ветхость, что возникла необходимость постройки нового храма. В апреле 1765 года лейб-гвардии Измайловского полка отставной майор А.Г. Гурьев обратился к епископу Коломенскому и Каширскому Феодосию (Михайловскому) с просьбой разрешить строительство нового деревянного храма Преображения с двумя приделами трапезной части: пророка Илии и святителя Николая Чудотворца. Это первое упоминание о существовании в храме приделов, из которого видно, что к XVIII веку они уже существовали в честь тех же святых, хотя и не были указаны ранее в Писцовых книгах. Кроме Гурьева прошение подписали майор А.Г. Кропотов и отставной сержант Я. С. Далматов – помещики соседних сел Знаменское и Лунево.

6 мая 1765 г. просителям была дана храмозданная грамота, в которой благословлялось построить новую деревянную церковь «на том же погосте, отступя мало» от прежней. Церковь должна быть построена «по чину Восточной Церкви» и украшена иконостасами, и иконами, и «прочим церковным благолепием… как святые правила и церковные уставы повелевают». «Святые иконы написать добрым и искусным изографам (иконописцам) по греческому обыкновению и в сложении перстов как благословляющих, так и молящихся все было бы изображено по преданию греко-российской Церкви, а не по раскольнически»[2].

По получению грамоты началась постройка новой церкви, которая вместе с внутренним устройством храма, продолжалась до начала 1768 года. В январе 1768 года А.Г. Гурьев обратился к епископу Коломенскому и Каширскому с прошением об освящении новой церкви. К прошению прилагалась опись имущества нового храма и описание его внешнего и внутреннего убранства, сделанные управителем каширских духовных дел, строителем Белопесоцкого монастыря – иеромонахом Афиногеном.

Согласно описи новый храм выглядел следующим образом: главная часть храма с центральным алтарем («настоящая») – немного возвышалась над трапезной частью, в которой было два придела и двухъярусная колокольня, примыкавшая к трапезной с западной стороны. Шпилей ни на колокольне, ни на «настоящей» не было – они были покрыты тесаной («чешуйчатой») крышей на четыре ската, пирамидальной формы. Кресты были «резные, железные, позлащенные». Все окна были «красными» — относительно большого размера, со стеклами и рамами (в отличие от волокового: небольшого окна, задвигавшегося доской). На всех окнах имелись железные решетки и деревянные затворы. На колокольне находилось пять колоколов весом в 15½ пудов, 7½, 5, 2 и 1 пуд. Вокруг храма была сделана деревянная решетчатая ограда.

Существует также и подробное описание внутреннего убранства новопостроенного храма, ризницы, имеющихся богослужебных книг[3]. Без преувеличения можно сказать, что для того времени обстановка Преображенского храма была очень богатой.

21 января 1768 года в ответ на прошение А.Г. Гурьева последовала резолюция епископа Коломенского и Каширского Феодосия об освящении новой церкви и от того же числа был выдан указ.

К сожалению, о таких важных событиях как построение и освящение такой благолепной сельской церкви, в скором времени было почти забыто. В 1829 году, т.е. всего через 60 лет после построения храма, священник Спас-Детчинской церкви, родной внук священника Игнатия Калинникова, при котором и было строительство, в клировой ведомости церкви написал: «когда и кем построена – неизвестно». Возможно потому, что уже к началу XIX века деревянный Спасо-Преображенский храм сильно обветшал. Осенью 1818 года был сделан ремонт кровли и стен на сумму свыше 400 рублей. На праздник Пасхи 1833 года при большом стечении молящихся, обрушились половые балки и храмовый пол опустился на землю. С апреля по июль следующего 1834 года были сделаны последние капитальные работы над существующим деревянным храмом. Причт и прихожане Преображенского храма уже не хотели ограничиваться ремонтом только одного пола, но решили обновить всю церковь по фасаду. Здание церкви было приподнято. Пол был переделан по всей церкви, кроме алтарей, так что престолы остались не тронутыми. Снаружи при боковых дверях были сделаны портики с четырьмя колоннами и фронтонами. Был надстроен еще один ярус колокольни – она стала трехъярусной, высотою около 22 аршин (15,5 метров) и на ней поставлен шпиль в 12 аршин  (8,5 метров). Купол основного храма был разобран, на его место был нарублен восьмигранник с четырьмя полукруглыми окнами, а над ним новый восьмигранный же купол, заканчивающийся фонарем и главкою. Стены храма были заново обиты тесом и окрашены, храм был покрыт железом[4].

Но деревянная Спас-Детчинская церковь с годами вновь продолжала ветшать. Спустя ровно тридцать лет от времени надстройки колокольни, 30 апреля 1863 г. от сильного ветра с нее упали крест и главка. Через два года во время большой бури упал крест с самой церкви, а колокольня, начиная со второго яруса, накренилась в левую сторону. Заметно ухудшилось и общее состояние храма: во время ветров всюду сквозило, когда бывали вьюги – в церковь заметало снег. В сильные морозы руки священнослужителей примерзали к кресту и священным сосудам, а прихожане стояли в храме в рукавицах. Все с нетерпением ожидали начала строительства нового каменного храма Преображения. Причиной этого стало завещание умершей в 1849 году прихожанки и благодетельницы храма, помещицы А.П. Лызловой, в котором она завещала часть средств от продажи ее имения направить на постройку нового каменного храма[5].

Строительство началось после торжественной закладки нового храма благочинным 3-го округа Каширского уезда священником Иоанном Корсунским 22 июня 1875 г. Всю каменную кладку кирпича и плотничьи работы производил подрядчик каменных работ, крестьянин А.М. Заболканский. За лето 1875 г. были уложены бутовый и цокольный камни, кладка стен доведена до окон. За лето следующего года были полностью выложены трапезная и алтарь с устройством сводов и покрытием железом. До того же уровня были доведены главная часть храма и колокольня. За лето 1877 г. было окончено строительство главной части храма с установкой купола, колокольня была выложена до четырех ярусов. Еще за полтора осенних месяца были сделаны полы, устроена кровля, установлены шпили с крестами над храмом и колокольней. В следующем году была выкрашена кровля и произведена внутренняя отделка церкви: оштукатурены стены, устроены окна, печи. Были изготовлены новые иконостасы, столярной работы с колоннами, резьбой и позолотой. Все живописные работы были сделаны крестьянином В.В. Новосельцевым. В декабре 1878 г. архитектор храма А.Г. Бочарников дал письменное свидетельство о том, что «каменная, крытая железом церковь с трапезою и колокольней построены из материалов хорошего качества, прочно, устойчиво и во всем согласно утвержденного чертежа; а равно устроенные вновь иконостасы, живопись в них и настенно, правильны»[6]. 15 декабря 1878 г. местным благочинным была составлена опись построенного храма. Согласно ей каменный храм состоял из холодной главной части, трапезной с двумя приделами и четырехъярусной колокольни. Вся церковь была покрыта листовым железом покрашенным медянкой. Купола были устроены на главной части храма и на колокольне, обиты белым листовым железом. На них были поставлены деревянные кресты, также обитые белым листовым железом. Пол во всем храме был каменный. В теплой трапезной части были устроены две кафельные печи и двойные оконные рамы. В новом храме, как и в старой церкви, было устроено три престола: главный в честь Преображения Господня и два придела: с северной стороны трапезной – в честь святителя Николая Чудотворца, с южной стороны – в честь святого пророка Илии.

14-15 января 1879 г. благочинным священником Иоанном Корсунским храм Преображения Господня был торжественно освящен. Под главным престолом был поставлен деревянный ящик с крестом, на котором было указано имя благотворительницы А.П. Лызловой, епископа Тульского и Белевского Никандра (Покровского), благословившего строительство храма, даты закладки и освящения храма и имя благочинного священника Иоанна Корсунского, их совершившего, а также имена священно- и церковнослужителей храма: священника Григория Дружинина, дьячка Ивана Вознесенского и пономаря Василия Соколова, при которых велось строительство.

В 1896 г. при Преображенском храме с.Спас-Детчино была открыта школа грамотности, которая расположилась в доме священника и одновременно учителя школы Василия Покровского. В первом учебном году в ней обучалось 10 мальчиков и 4 девочки. В следующем году школа грамотности при храме была преобразована в церковно-приходскую школу. С самого открытия школы и до 1902 года в ней преподавал В.М. Архангельский, окончивший курс Тульской Духовной Семинарии. Впоследствии Василий Архангельский стал священнослужителем и был расстрелян в 1937 г. на Бутовском полигоне. Прославлен в лике новомучеников и исповедников российских.

С каждым годом количество учащихся церковно-приходской школы увеличивалось. В 1903 г. чаянием помещицы с.Бесово А.К. Рот для нее был построен отдельный дом, впоследствии пристроенный квартирами для учителя и сторожа, а также раздевалкой для учеников[7]. Основными предметами, изучаемыми в церковно-приходской школе были Закон Божий, который преподавал приходской священник, русский язык и арифметика. В церковной школе с.Спас-Детчина также систематически преподавалось церковное пение (с изучением нот) и женское рукоделие, что было далеко не в каждой школе. Занятия начинались в сентябре-октябре и продолжались обычно до Пасхи. В дни Великого Поста каждую среду и пятницу было принято приводить детей на причастие на Литургию Преждеосвященных Даров, по окончании которой начинались занятия. В 1909-1910 учебном году в приходской школе обучалось до 35 учеников.

Большую помощь церковно-приходской школе оказывало открытое в октябре 1897 г. при Преображенском храме церковно-приходское попечительство. Кроме помощи бедным прихожанам, оно расходовало средства на покупку дров для школы и выплату пособия учителям. В 1901 г. с разрешения епархиального начальства в здании церковно-приходской школы была открыта приходская библиотека, которая начитывала более 500 экземпляров книг.

6 декабря 1898 г. настоятелем Спасо-Преображенского храма стал уроженец соседнего с.Руново, сын дьякона священник Петр Ильинский. Это был выдающийся пастырь, который с самого момента своего назначения занимался активной пастырской и хозяйственной приходской деятельностью. Он был законоучителем в земской школе с.Знаменское, законоучителем и заведующим школы в Спас-Детчино. Помимо уроков с детьми, священник Петр Ильинский проводил катехизические беседы со взрослыми. В 1914 г. по его инициативе на приходе было открыто Николаевское общество трезвости. Кроме воздержания от вина и ограничения торговли спиртным в пределах прихода членам предписывалось воздерживаться от божбы, проклятий, сквернословия и драк.

Отец Петр неоднократно публиковал в Тульских епархиальных ведомостях свои очерки и статьи, которые наглядно показывают не только его литературный талант, но и его любовь в малой родине и к жизни своих духовных наставников и собратьев[8].

Активно занимался он и хозяйственным благоустройством прихода. По его инициативе был построен отдельный дом для церковно-приходской школы, дом для псаломщика и пристройка с квартирами для учителя и сторожа. В 1907 г. вокруг храма была выстроена каменная ограда с железными решетками, которая сохранилась до наших дней.

В июне 1933 г. священник Петр Ильинский был арестован по ложному обвинению в соучастии в бандитской группе. Решением тройки ОГПУ он был сослан на три года в Казахстан. Последние письма отца Петра к его семье приходили из п. Кармакчи в 1938 г. К тому времени ему было 66 лет, он жаловался на сильную головную боль и отсутствие медицинской помощи. Не выдержав условий ссылки, он скончался, так и не вернувшись на родину.

После ареста отца Петра храм был закрыт. Его хотели использовать под клуб-театр, но серьезно разорить не успели. В 1943 г. священником Спасо-Преображенской церкви погоста Спас-Детчин с. Бесово был определен протоиерей Адриан Ключарев, которому на тот момент было восемьдесят лет. Будучи известным проповедником, отец Адриан до революции регулярно приглашался для проповеди в Успенский собор и Чудов монастырь Московского Кремля, а также являлся автором многих брошюр и публикаций в «Московских церковных ведомостях». В 1932 г. он был по схожему обвинению отправлен в ссылку в Казахстан, из которой вернулся в 1935 г. Священником Преображенского храма пробыл до 1944 г.

В 1950 г. настоятелем Преображенского храма был молодой священник Василий Лебедев – будущий архиепископ Русской Православной Церкви.

Большой вклад в благоустройство Преображенского храма внес священник Павел Максимов, служивший при церкви с 1954 по 1960 гг. При нем была улучшена отопительная система храма, значительно поправлена храмовая ограда, произведены ремонтные и малярные работы как внутри, так и снаружи церкви, отремонтирована кровля.

С 1960 по 1962 гг. настоятелем храма был недавно вернувшийся из ссылки, а впоследствии известный московский пастырь, духовник и писатель священник Михаил Труханов.

Несмотря на то, что в советское время границы прихода сильно расширились и в него стекались верующие не только из ближних поселений, но и жители городов Каширы, Ожерелья, Ступино, Озерского и Зарайского районов[9], в первой половине 60-х гг. среди местных активно проводилась агитация за закрытие храма. В докладе уполномоченного по делам религии по г.Москве и Московской области А.А.Трушина за 1963 г. община храма была названа распавшейся, ожидалось ее скорое снятие с регистрации. В течение девяти месяцев службы в храме не совершались, но в сентябре 1964 г., по ходатайству многих прихожан,  богослужения были возобновлены. В этот сложный для Преображенского храма период его настоятелем был священник Андрей Усков. Чтобы спаси от изъятия основную храмовую утварь и святыни храма, отец Андрей был вынужден перевезти и хранить их у себя на квартире.

В 1981 г. настоятелем храма был назначен священник Сергий Шириков, всю свою жизнь прослуживший в Преображенском храме, ныне же его почетный настоятель. Много хозяйственных работ по благоустройству храма было проведено к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Была полностью заменена кровля, отремонтированы купола, кресты, фасад и ограда храма. Полностью изменена отопительная система храма. В 1988 г. после согласования с Министерством культуры РСФСР и получения разрешения на производство реставрационных работ, началась замена старой росписи храма. Работы выполнялись студентами Строгановского училища: мастером по росписи А.Кугоевым и его помощниками – А.Бабушкиным, В.Васильевым и А.Бубновым-Петросяном.

Постановлением правительства Московской области в 2002 г. храм был включен в список памятников архитектуры местного значения.

[1] Дружинин А. Преображенская церковь села Спас-Детчина, Каширского уезда. Ее древности и история, причт и приход за время ее существования. Тула, 1904. С.21

[2] Там же. С.25

[3] Черепенин Н. Маг. дис.: История прихода и храма Преображения Господня с.Спас-Детчина Каширского благочиния Московской епархии. Московская духовная академия, Сергиев Посад, 2016. С. 55-59

[4] Дружинин 1904. С.33

[5] ГАТО. Ф.3. Оп.6. Д. 1590. Л. 4-5

[6] ГАТО. Ф.3. Оп.6. Д. 1590. Л. 158

[7] ГАТО. Ф.3. Оп.11. Д. 3580. Л. 9-9 об.

[8] Черепенин 2016. С. 40

[9] По данным отчетов уполномоченного на праздник Пасхи 1945 и 1946 гг. в храм пришли 1000 и 1500 человек соответственно. В 1961 г. храм по праздникам посещало 350-450 верующих.

[i] Наименование Детчин (Детчино) предположительно происходит: 1. От слова «детинец» — укрепление, некогда находившееся на этом месте; 2. Поселения, некогда принадлежавшего «детскому», «детческому» — должностному лицу при дворе князя; 3. Владения, полученного от своего предка деда или отца – «дедина, отчина».

[ii] Писцовые книги Московского государства. Ч.1: Писцовые книги XVI века / под ред Н.В. Калачова. СПб, 1877. С.1431